[image: image3.png]



Международный Фонд защиты 
свободы слова «Адил соз» 
Нарушения свободы слова в Казахстане
Октябрь 2014 года
Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» провел исследование  нарушений в Казахстане права на свободу выражения, получения и распространения информации в октябре 2014 года. 
Среди сообщений: 

- Закончено расследование дела по нападению на телеоператора Tengrinews Юрия Съедина. 
- Житель города Балхаш обвиняет журналиста Оксану Живицкую в клевете и оскорблении.

- Районный суд Астаны рассматривает иски по взысканию морального вреда в размере более 92 млн. тенге с общественного защитника Мусагали Дуамбекова.
- 200 млн. тенге потребовал взыскать с газеты «Диапазон» житель г. Актобе.
- Административный суд г. Балхаш признал журналиста Андрея Цуканова невиновным в совершении правонарушения по ст. 357 КоАП РК – «Самоуправство».
В октябре СМИ и гражданам предъявлены 7 исков о защите чести, достоинства и деловой репутации на сумму 299 млн. 300 тыс. тенге. 

Вынесено 7 судебных актов по ранее рассматриваемым делам. Из них в пользу СМИ, журналистов и граждан – 4. 
Всего с начала года СМИ и гражданам в связи с осуществлением права на свободу выражения, получения и распространения информации предъявлены: 

- 15 обвинений в клевете; 
- 84 досудебных претензии и иска о защите чести, достоинства и деловой репутации на сумму 523 млн. 400 тыс. тенге.
Оглавление
2I. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ


21. Нападения


22.  Угрозы журналистам и СМИ


33. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста


34. Вмешательство в творческую деятельность СМИ


35. Нарушение авторских прав


4II. НАРУШЕНИЯ ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ


41. Отказы, ограничения и нарушение сроков предоставления информации


72. Нарушение права на свободное распространение информации


83. Нарушение принципа равноправия СМИ


9III. ОБВИНЕНИЯ СМИ И ГРАЖДАН В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ


91. Преследования в уголовном порядке


102. Преследования в гражданском порядке


102.1. Судебные иски


132.2. Досудебные претензии


163. Преследование в административном порядке


164. Другое


164.1. Обвинения в злоупотреблении свободой слова в Интернете




I. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ 

1. Нападения 

Октябрь, 28

Юрий Съедин, ИА «Tengrinews» (г. Алматы) 
Полицейские завершили расследование по факту нападения на оператора информагентства Tengrinews Юрия Съедина. Материалы уголовного дела, возбужденного по статье «Хулиганство», переданы в прокуратуру, после чего дело будет направлено в суд для дальнейшего рассмотрения. Обвинение предъявлено двум сотрудникам компании «Galaxy group».

Напомним, инцидент произошел 29 июля во время съемок пожара складов компании. Когда Юрий попытался передать корреспонденту «Tengrinews» Ирине Грибовской флеш-карту с отснятым видеоматериалом, сотрудник службы безопасности набросился на него и начал душить, пытаясь отобрать камеру и флешку, а сотрудница Galaxy group в этот момент кусала оператора 

Юрия удалось отбить только усилиями представителей СМИ. 

Октябрь, 06

Аян Шарипбаев, «ADAM bol» (г. Алматы)
6 октября в 23.30 на въезде во двор дома, где проживает шеф-редактор журнала «ADAM bol» Аян Шарипбаев, его остановили два сотрудника дорожной полиции. Они обвинили его в том, что он управляет автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. В ответ на требование предъявить документы журналисту скрутили  руки и стали бить головой о багажник. Затем отвезли на медицинское освидетельствование. Анализы показали, что Шарипбаев был трезв. Копию протокола ему выдать отказались.

Затем полицейские доставили Шарипбаева в Медеуский РУВД г.Алматы и пытались оформить производство по делу о сопротивлении представителям власти. Журналист не признал факт нарушений и никаких документов подписывать не стал. Его отпустили, но копий документов ни по освидетельствованию, ни по предъявленным обвинениям ему не отдали.

Как сообщил Международному Фонду защиты свободы слова «Адил соз» Аян Шарипбаев, он обратился с заявлением в прокуратуру, которая должна назначить медицинское освидетельствование на наличие телесных повреждений. Произошедшее журналист связывает со своей профессиональной деятельностью. 

2.  Угрозы журналистам и СМИ
Октябрь, 14

Наталья Сильванович, «Темиртауский рабочий» (г. Темиртау)

В редакцию еженедельника «Темиртауский рабочий» с жалобой обратился инвалид второй группы Виталий Мозер. По его словам, из-за бюрократической волокиты он два года не может оформить полдома, доставшиеся ему по наследству. По этому поводу корреспондент газеты «Темиртауский рабочий» позвонила в правовой отдел Департамента юстиции по Карагандинской области. Трубку взяла сотрудница по имени Асель, которая наотрез отказалась называть свою фамилию. Она стала требовать, чтобы газета не печатала материал на эту тему, заявив, что в противном случае газете будет предъявлен иск.
3. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста
Октябрь, 02 

Елена Ульянкина, «Новый вестник» (г. Караганда)

Корреспондент еженедельника «Новый вестник» Елена Ульянкина в соцсети «Вконтакте» написала о том, что Карагандинский областной акимат, вопреки своим обещаниям, не извещает СМИ региона о проведении аппаратных совещаний. По словам Е. Ульянкиной, после публикации этого высказывания ей стали препятствовать в посещении областного акимата: когда согласовываются списки журналистов, которых приглашают на то или иное мероприятие в облакимат, фамилия Ульянкиной постоянно вычеркивается. 
Чтобы прояснить ситуацию, представитель международного фонда «Адил соз» в регионе позвонил в пресс-службу акимата Карагандинской области. Сотрудник пресс-службы Андрей Пухальский опроверг данную информацию, заявив, что никакого запрета на посещение журналистом Ульянкиной областного акимата нет.
4. Вмешательство в творческую деятельность СМИ
Октябрь, 20

Все СМИ

20 октября ряд СМИ получили сообщение за подписью заместителя директора Департамента рекламной политики и маркетинга ТОО «НҰР-Медиа» Елены Манюк о том, что Национальная палата предпринимателей РК проводит совещание на тему «противодействие коррупции».

В обращении к СМИ Е. Манюк просила не освещать тему «Проблема взаимодействия бизнесменов с АО НК КТЖ», которая будет обсуждаться в рамках совещания, ссылаясь на просьбу КТЖ.

Октябрь, 14 

Светлана Могай, bnews.kz (г. Караганда)

На информационном сайте bnews.kz внештатный корреспондент Светлана Могай разместила статистические данные о количестве школьниц карагандинского региона, сделавших аборты и болеющих венерическими заболеваниями. Информация журналисту была предоставлена Карагандинским областным центром по профилактике и борьбе со СПИД (СПИД-центр) и республиканским кожно-венерологическим диспансером. 
После выхода информации журналисту позвонил руководитель Департамента здравоохранения Карагандинской области Ержан Нурлыбаев и стал возмущаться по поводу публикации, мотивируя тем, что такая информация не предназначена для широкой публики. Кроме того,  сотрудников пресс-службы СПИД-центра и Светлану Могай заставили написать по этому поводу объяснительные. В объяснительной журналист написала, что были опубликованы официальные данные, что эта информация важна для общества и имеет воспитательное значение.
В итоге, материал с сайта был все-таки снят. 

КОММЕНТАРИЙ:
Статья 9 Закона РК «О персональных данных и их защите» позволяет сбор и обработку персональных данных без согласия какого-либо лица. Пункты 2 и 3 этого же закона содержат конкретные случаи, где сбор и обработка персональных данных без согласия их владельца признаются законными, а именно:

2) осуществления государственной статистической деятельности;

3) использования государственными органами персональных данных для статистических целей с обязательным условием их обезличивания.

В свою очередь, пункты 1 и 2 статьи 26 Закона РК «О средствах массовой информации» освобождают от ответственности журналиста за распространение в средстве массовой информации сведений, содержащихся в официальных сообщениях и документах, а также полученных от пресс-служб государственных органов.

В данном случае очевидно, что действия сотрудников пресс-служб и журналиста абсолютно законны, так как публикация статистических данных не может нанести какой-либо вред конкретному лицу. А вот требование  руководителя Департамента здравоохранения Карагандинской области о даче объяснительных можно расценивать и как незнание законодательства РК,  и как  превышение своих должностных полномочий.
5. Нарушение авторских прав
Октябрь, 15 

Сергей Залевский (г. Петропавловск) 

Член Союза журналистов Сергей Залевский обратился в редакцию газеты «Экспресс К» по поводу нарушения его авторских прав. Дело в том, что газета в качестве иллюстрации к материалу «Себя от холода страхуя» использовала снимок Залевского с изображением его дочери, подписав «Из архива Гульнары Жансариной» (дизайнер-модельер).  
С. Залевский уведомил редакцию, что публикация фото разрешена только с указанием автора фотографии и имени модели – Янины Залевской. Он попросил «Экспресс К» на сайте издания под снимком указать его авторство. 

Ответ на письмо С. Залевский не получил. 

КОММЕНТАРИЙ:
Пункт 2 статьи 145 Гражданского кодекса РК прямо указывает, что не требуется согласия лица, если  изображенное лицо позировало за плату.

Вместе с тем, п.п.4 п.2 статьи 6 и п.10 статьи 7 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах» относит фотографию к объектам авторского права, подлежащим защите. В случае, если журналисту удастся доказать, что именно он является автором фото, то у него возникают все права за защиту в судебном порядке.

Согласно статье 49 указанного закона, защита авторского права осуществляется судом путем: 

1) признания прав; 

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права; 

3) пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; 

4) возмещения убытков, включая упущенную выгоду; 

5) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и (или) смежных прав;

6) выплаты компенсации в сумме от двадцати минимальных размеров заработной платы до пятидесяти тысяч минимальных размеров заработной платы, устанавливаемой законодательством Республики Казахстан. Размер компенсации определяется судом вместо возмещения убытков или взыскания дохода; 

7) принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав. 

 Журналисту можно рекомендовать простые действия, такие, например, как:    

-Заносить в настройках фото-камеры данные о себе (поле owner / владелец, authour / автор и т.п.). 

 - Указывать данные таким образом, чтобы не составляло проблем установить личность автора. Как минимум: имя, фамилия и иная информация (например, адрес личного сайта или номер паспорта или др.).

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ 

1. Отказы, ограничения и нарушение сроков предоставления информации 

Октябрь, 06

Наталья Сильванович, «Темиртауский рабочий» (г. Темиртау)

В редакцию еженедельной газеты «Темиртауский рабочий» обратилась пенсионерка, инвалид второй группы Людмила Кондрашина с жалобой на плохое отопление. Она проживает в социальном доме, находящемся в коммунальной собственности (квартира у нее не приватизирована). Чтобы помочь читательнице, журналист газеты Наталья Сильванович позвонила начальнику службы наладки коммунального предприятия ТОО «Окжетпес» Петру Констанцу. Узнав, что звонит журналист, Констанц в грубой форме сказал: «Ничего я вам не скажу! И не звоните больше мне!». После чего бросил трубку.
Октябрь, 13

Булат Мустафин, интернет-портал Ratel.kz (г. Костанай)
7 октября собкор  интернет-портала  Ratel.kz Булат Мустафин обратился с запросом к министру внутренних дел Калмуханбету Касымову по поводу расследования убийства 7-летней девочки в городе Рудном. Кроме вопросов о ходе расследования, журналист спрашивал, было ли выплачено человеку, обнаружившему тело девочки, обещанное ДВД Костанайской области вознаграждение в размере 1 млн. тенге и будут ли наказаны сотрудники полиции, которые в течение месяца не смогли найти тело девочки, несмотря на имеющуюся в их распоряжении видеозапись. Ответ из МВД пришел 13 октября. Ссылаясь на тайну следствия, ведомство не ответило ни на один вопрос, включая вопросы, которые не имели отношения к следствию.
Октябрь, 15

Андрей Верба, «Мой город» (г. Усть-Каменогорск)

24 сентября корреспондент газеты «Мой город» Андрей Верба направил запрос в отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Усть-Каменогорска, в котором задал единственный вопрос: изменился ли график работы одного из популярных парков отдыха города в осенне-зимний период. После неоднократных звонков журналиста, 15 октября отдел ЖКХ прислал ответ следующего содержания: «Ваше обращение по поводу работы парка «Металлург» осенью и зимой рассматривается». 
Октябрь, 18

Мейрамгуль  Салкимбаева, ТРК «Казахстан-Караганда» (г. Караганда)

Корреспондент ТРК «Казахстан-Караганда» Мейрамгуль Салкимбаева обратилась в  карагандинский Департамент уголовно-исполнительной системы (УИС) по поводу озвученной на брифинге представителем областной прокуратуры информации о том, что многие условно осужденные лица самовольно выезжали за пределы не только региона, но и республики. Начальник отдела по воспитательной работе Департамента УИС Наталья Горина  категорически отказалась дать информацию на данную тему.
Октябрь, 22

Виктор Мирошниченко, «Время» (г. Петропавловск)

Собкор газеты «Время» Виктор Мирошниченко не смог получить официальный комментарий у ответственных лиц по поводу слухов о задержании по подозрению в получении взяток пограничников в/ч 2032 погранслужбы КНБ.

Помощник военного прокурора Петропавловского гарнизона Игорь Гребенюк сообщил журналисту, что комментировать задержание может только сам военный прокурор Нурлан Алпысов. Пробиться к нему через секретаря собкору так и не удалось. 

Сотрудник департамента КНБ по Северному Казахстану Данияр Сибанов заявил В. Мирошниченко, что не владеет информацией, так как задержание проводилось самими пограничниками. Офицер в/ч 2032 ПС КНБ Дархан Ахметов также от комментариев отказался, так как задержание производилось сотрудниками КНБ, прибывшими из Астаны, и так как идут следственные мероприятия. 

Октябрь, 27

Наталья Сильванович, «Темиртауский рабочий» (г. Темиртау)

Корреспондент еженедельной газеты «Темиртауский рабочий» Наталья Сильванович обратилась к маркетологу Темиртауского филиала «БТА  банка» Муслиму Алимбаеву с вопросами по поводу объединения банка с «Казкоммерцбанком». М. Алимбаев отвечать на вопросы журналиста отказался, посоветовав обратиться к руководителю службы коммуникаций головного офиса «БТА банка» Илье Боровому. Но и Боровой также отказался давать Наталье какую-либо информацию на данную тему. При этом никаких объяснений о причинах отказа не последовало.  

Октябрь, 28

Игорь Казанцев, ТК «КТК» (г. Павлодар)
28 октября собственный корреспондент телеканала  «КТК» Игорь Казанцев направил запрос в пресс-службу ДВД Павлодарской области с просьбой предоставить видео и фотоматериалы, сделанные полицейскими на месте резонансного преступления, произошедшего в Павлодаре. Видео было необходимо для подготовки сюжета в программу «Портрет недели». Пресс-служба областного ДВД на запрос журналиста не ответила. 
Октябрь, 28

Ольга Воронько, «Время», Александр Баранов, «Городская неделя» (г. Павлодар)

Джамиля Маричева, «Наша жизнь», Ирина Адылканова, «КазТАГ» (г. Павлодар)

Анна Уралова, «Новое время» (г. Павлодар)
Прокуратура Павлодарской области в положенный законодательством срок не ответила на коллективное письмо павлодарских журналистов. В письме представители СМИ просили  озвучить причины, по которым надзорный орган вернул на доследование резонансные уголовные дела, связанные с коррупцией, возбужденные в отношении экс-акима области Ерлана Арына и его бывшего советника Толегена Бастенова.
Октябрь, 30

Ольга Горай, «Наша Газета» (г. Костанай)
9 октября корреспондент еженедельника «Наша Газета» Ольга Горай направила руководителю отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Костаная Женису Шинкину запрос, в котором просила ответить, будут ли установлены на отремонтированной улице Герцена остановочные павильоны. Ответ на запрос, несмотря на многочисленные напоминания, до конца месяца не поступил.
Октябрь, 30 

Ольга Горай, «Наша Газета» (г. Костанай)

17 октября корреспондент еженедельника «Наша Газета» Ольга Горай направила руководителю отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Костаная Женису Шинкину запрос о малых архитектурных формах, которые были установлены в Костанае вместо тех, которые появились на улицах летом 2014 года. Корреспондента, в частности, интересовали затраты из бюджета на оформление города. Ответ на запрос поступил позже обозначенного в законе срока - только 24 октября. 

Статью по этой теме «Наша Газета» опубликовала на неделю позже - 30 октября.

Октябрь, 30

«Мой город Шемонаиха» (Восточно-Казахстанская область)

В редакцию газеты «Мой город Шемонаиха» обратились жители, которые рассказали, что из-за еще не введенного в реализацию генплана реконструкции города они  уже сталкиваются с проблемами во время сделок с продажей недвижимости. Чтобы выяснить все обстоятельства, 10 октября редакция газеты «Мой город Шемонаиха» отправила запрос в адрес руководителя управления строительства, архитектуры и градостроительства Восточно-Казахстанской области. Ответ на запрос по состоянию на 30 октября так и не поступил.
Октябрь, 05

Марина Низовкина, ТК «КТК» (г. Шымкент)

Собкор телеканала «КТК» по Южно-Казахстанской области Марина Низовкина обратилась в пресс-службу областного акимата с просьбой предоставить ей информацию на русском языке об отчетах акимов городов Арысь и Шардары. В пресс-службе журналисту отказали и посоветовали найти переводчика, так как в их ведомстве нет того, кто мог бы на русском языке предоставить необходимую информацию.

Октябрь, 10

Александра Сергазинова, «Наша Газета» (г. Костанай)
24 сентября корреспондент еженедельника «Наша Газета» Александра Сергазинова отправила запрос руководителю отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог  Костаная Женису Шинкину с просьбой разъяснить, на каком основании отдел ЖКХ на бюджетные деньги построил спортивную площадку на территории, принадлежащей ИП. Ответ Шинкин прислал после неоднократных напоминаний только 10 октября. В ответе на один из вопросов он сообщил, что виновником ситуации стал отдел архитектуры акимата Костаная, который  не указал на топосъемке, что участок находится в частной собственности. При проверке журналистом данной информации выяснилось, что отдел архитектуры не обязан и не имеет права указывать на топосъемке такую информацию.

Октябрь, 16

СМИ Костанайской области
Журналисты Костанайской области в ходе пресс-конференции, которую провел в Костанае директор департамента государственного языка и информации МВД РК Нурдильда Ораз, сообщили о том, что в последнее время им стало сложнее получать информацию о расследовании преступлений. Нурдильда Ораз выразил удивление по этому поводу, отметив, что в самом МВД таких проблем нет, и пообещал разобраться в проблемах сотрудничества ДВД Костанайской области и СМИ. 

Октябрь, 19

Бек Абиев,  Евгений Сергиенко, ТК «КТК» (г. Шымкент)

Съемочная группа телеканала «КТК» – корреспондент Бек Абиев, телеоператор Евгений Сергиенко - приехала в г. Ленгер снимать материал о перестрелке среди местных подростков. Журналисты обратились к главному врачу  больницы г. Ленгер Южно-Казахстанской области Жандарбеку Нышанову с просьбой рассказать о состоянии пострадавших.  Главный врач больницы отреагировал на вопросы очень агрессивно: начал выражаться нецензурной лексикой, заявляя, что он районный депутат и никого не боится.  После чего несколько раз перезвонил  Беку Абиеву, продолжая ругаться. Через несколько дней Жандарбек Нышанов принес свои извинения съемочной группе телеканала.   

Октябрь, 22 
ТК «Ирбис» (г. Павлодар)

22 октября журналист ТК «Ирбис» Ольга Шкрет направила запрос руководству управления экономики и бюджетного планирования Павлодарской области с просьбой предоставить для новостного выпуска информацию о внесенных уточнениях в бюджет, а также принять участие в прямом эфире, на котором планировалось осветить вопросы исполнения бюджета. Руководитель управления Талгат Шарипов отказался давать информацию на видео для новостного выпуска. Он также отказался от участия в прямом эфире, объяснив, что не видит в этом необходимости. Несмотря на то, что ответы на вопросы были предоставлены в письменном виде, анонсированное обсуждение бюджетных вопросов в прямом эфире было сорвано.
Октябрь, 31

ТК «Ирбис» (г. Павлодар) 

Как сообщают журналисты телеканала «Ирбис», при обращении тележурналистов в пресс-службы ДВД и прокуратуры Павлодарской области, в отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Павлодара с просьбой предоставить информацию на видео, они получают отказ. Сотрудники этих учреждений, не учитывая специфики работы журналистов, сбрасывают в редакцию ответы и релизы по факсу.
Октябрь, 27
Все СМИ

27 октября заместитель управления внутренней политики Западно-Казахстанской области (ЗКО) Асет Карыков и замдиректора областной дирекции телерадиовещания АО «Казтелерадио» Нурлан Кадыров встретились с председателями КСК Уральска по поводу установки новых спутниковых «тарелок». Они сообщили, что, чтобы установить тарелку, нужно обратиться в акимат за разрешением. А. Нарыков считает:  «Речь идет не о том, что государство ограничивает людей в доступе к телеканалам. Любой канал, чтобы он транслировался на территории республики, должен пройти регистрацию в Министерстве культуры, и быть официально поставлен на учет. Это делается для улучшения качества вещания и информационного равенства города и села».
2. Нарушение права на свободное распространение информации
Октябрь, 28

СМИ Павлодарской области

Предприниматели Павлодара получили письмо за подписью заместителя акима города А. Абылкасымова об организации подписки на государственные издания. Согласно письму, предприниматели должны еженедельно сообщать о ходе подписной кампании в отдел внутренней политики Павлодара, а саму кампанию необходимо завершить до 15 ноября. Свою просьбу замакима города аргументировал соответствующим поручением областного акимата. 
Руководитель пресс-службы акимата Павлодара Азамат Байтенов, отвечая на вопросы корреспондента «31 канала» по поводу принуждения к подписке, заверил, что  письма рассылались, но они были информационного характера: «Кого-либо заставлять или вынуждать мы не имеем права».
Журналисты «31 канала» позвонили по телефонам, указанным в «информационном» письме акимата. Специалист отдела внутренней политики г. Павлодар Маржан Мусабекова сообщила, что письма были отправлены во все «госучреждения, банки, ГУ, организации, ТОО-шки, предпринимателям» и посоветовала: «Пишите заместителю акима города Абылкасымову письмо и вот сообщаете, что через «Казпочту» подписку организовали. Пишите наименование газет и сколько».  
Октябрь, 30

СМИ Актюбинской области
В редакцию актюбинской еженедельной газеты «Диапазон» обратились учителя Каргалинского района и Донской средней школы Хромтауского района с жалобой, что их обязывают подписаться на официальную прессу, удерживают деньги из зарплаты. Если кто-то отказывается подписываться на эти газеты, заставляют писать объяснительные. 

По словам директора Донской СШ Алтынай Жекеевой, согласно разнарядке районного отдела образования, учителя должны выписать 20 экземпляров газет «Егемен Казахстан», «Казахстанская правда», «Актобе», «Актюбинского вестника», 26 экземпляров газет «Хромтау» и о дин экз. газеты «Литер». Такая практика проходит ежегодно. 
КОММЕНТАРИЙ:

Договор подписки – это договор купли-продажи периодических печатных изданий, предполагаемых к выпуску в течение определенного периода времени. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Эти правоотношения регулируются Гражданским кодексом РК.

В отношении договора подписки действуют положения ст. 380 Гражданского кодекса РК, а именно: граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается.

Действия и решения должностных лиц, принуждающих граждан к такой подписке, могут быть обжалованы в порядке Главы 27 Гражданского процессуального кодекса – «Производство по делам об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих».
Октябрь, 28

КазТАГ (г. Павлодар)

Сотрудники управления внутренней политики Павлодара отказались отвечать на вопросы информагентства КазТАГ по поводу писем-разнарядок на подписку на госиздания, разосланные управлением предпринимателям города.

3. Нарушение принципа равноправия СМИ

Октябрь, 10 

Булат Мустафин, ratel.kz (г. Костанай)

Специальный корреспондент аналитического портала ratel.kz Булат Мустафин не был приглашен на мероприятие в акимат Костанайской области, в ходе которого чествовали бывшего замакима области по социальным вопросам Серика Бектурганова. На соответствующий вопрос журналиста сотрудница управления внутренней политики Костанайской области Асия Аймагамбетова, выполняющая функции пресс-секретаря акимата, ответила, что на это мероприятие были приглашены только местные СМИ. При этом пресс-секретарь отметила, что это нормально, когда организаторы определяют уровень мероприятия. 
КОММЕНТАРИЙ:
Статья 20 Конституции РК и статья 2 Закона РК «О средствах массовой информации» прописывает право каждого человека на свободу слова, творчества и получение, обработку и распространение информации.

Часть вторая этой же статьи не допускает распространения пропаганды или агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия.

Согласно пункту 3 статьи 18 Конституции РК государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации.

П.п.3 п.1 ст. 27 Закона РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» вводит в компетенцию акимата содействие  исполнению гражданами и организациями норм Конституции Республики Казахстан, законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан, нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов.

Вместе с тем п.2 ст. 18 закона о СМИ вменяет в обязанность государственным органам на равных условиях предоставлять информацию в случае обращения представителям средств массовой информации, независимо от их форм собственности и принадлежности.

Удивительно, что пресс-служба акимата не только не заинтересована в более широком освещении акиматовского мероприятия, но, нарушая законодательство РК, создает препятствие журналисту при осуществлении им своих должностных и профессиональных обязанностей.
Октябрь, 20

«Моя город Шемонаиха» (Восточно-Казахстанская область)

На круглый стол «Взаимодействие государственных органов, неправительственных организаций, общественных объединений со средствами массовой информации», проходивший в Шемонаихинском районном филиале ОО «Партия Нур Отан» 20 октября,  были приглашены представители только государственных СМИ. 
III. ОБВИНЕНИЯ СМИ И ГРАЖДАН В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ 

1. Преследования в уголовном порядке 

Октябрь, 07
Сергей Перхальский, «Взгляд на события» (г. Караганда)
7 октября Центральный отдел полиции УВД г. Караганды вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении редактора газеты «Взгляд на события» Сергея Перхальского. Дело прекращено за отсутствием состава преступления. 

Напомним, в июне депутаты маслихата г. Караганды Татьяна Кравченко и Адия Алимбаева обратились в полицию с заявлением, в котором обвинили журналиста в оскорблении представителя власти при исполнении им своих служебных обязанностей или в связи с их исполнением (ст. 320 УК РК). Поводом послужила вышедшая в газете статья под названием «Депутаты с другой планеты», в которой рассказывалось, как депутаты городского маслихата проводили рейд с целью проверки работы общественного транспорта. 
13 июня следователем Центрального ОП  было возбуждено уголовное дело по ст. 130 УК РК («Оскорбление»). Данное постановление 20 июня отменено прокуратурой района им. Казыбек би г. Караганды в связи с тем, что уголовное преследование по этой статье осуществляется в частном порядке, путем подачи жалобы в суд.  

Октябрь, 22

Оксана Живицкая, «Балхашский рабочий» (Карагандинская область)

10 октября Балхашский городской суд принял к производству жалобу жителя Балхаша Адила Агыбаева о привлечении к уголовной ответственности за клевету (ст. 129 УК РК) и оскорбление (ст. 130 УК РК) корреспондента газеты «Балхашский рабочий» Оксану Живицкую. 
Поводом послужила статья Оксаны Живицкой под названием «О людях хороших и гадких» («Балхашский рабочий», 13.06.2014 г.). В ней автор рассказывает, что в редакцию обратились жители микрорайона Шашубай. Одни просили написать о хороших результатах активности жильцов, другие - помочь утихомирить соседа. В описании дебошира Адил Агыбаев узнал себя, хотя ни фамилии, ни имени журналист не указывала. Статья была написана на основании жалоб соседей и решения суда о привлечении к административной ответственности за хулиганство в отношении буйного соседа.

Адил Агыбаев указывает в своем заявлении, что в описании хулигана его узнали коллеги, друзья и родственники. При этом он утверждает, что сведения, опубликованные в статье, не соответствуют действительности.
Октябрь, 06

Берик Жагипаров (г. Жезказган)

Как сообщил радио Азаттык гражданский активист из Жезказгана Берик Жагипаров, прокуратура города проводит экспертизу его поста в Facebook от 3 октября «Двойка жезказганским комиссарам в кожаных плащах». В посте Жагипаров пишет о том, что двое молодых парней из села Кенгир города Жезказган отправились на «джихад» и еще 20 человек готовятся поехать туда. И что меры, предпринятые местными властями по финансированию контрпропаганды, результатов не принесли, этот вопрос нужно вынести на обсуждение. 
По словам Берика, пришедшие к нему за объяснительной сотрудники полиции показали в сотовом телефоне копию документа за подписью прокурора Жезказгана, в котором предписывается провести экспертизу, имеется ли в содержании поста Жагипарова угроза возбуждения социальной и национальной вражды.
2. Преследования в гражданском порядке 
2.1. Судебные иски 

Октябрь, 30

Мусагали Дуамбеков, общественный защитник (г. Астана)

В Алматинском районном суде г. Астаны на рассмотрении находится дело по искам о возмещении морального вреда в размере 92 млн. 500 тыс. тенге предпринимателей Бахыта и Саламата Мукашевых к председателю общественного фонда «Народный антикоррупционный комитет» Мусагали Дуамбекову.

Такой вред, по мнению истцов, им принесли две статьи М. Дуамбекова, опубликованные на сайте INSIDERMAN. В них автор рассказывал о конфликте, случившемся между владельцами небольшого завода и их наемным работником Алибеком Искаковым. Ранее, до публикаций, М. Дуамбеков представлял в гражданском суде интересы А. Искакова и выиграл два судебных процесса. На основании судебных решений, а также используя показания А. Искакова, М. Дуамбеков и написал свои статьи. Мукашевы обвинили автора в клевете. Несмотря на факты, свидетельствующие об отсутствии у М. Дуамбекова умысла на распространение клеветы, суд признал его виновным и приговорил к ограничению свободы.

Теперь этот приговор стал поводом для требований с гражданского активиста многомиллионных сумм. В обоснование своих претензий оба истца также утверждают, что М. Дуамбеков допустил в отношении них клевету в мировом масштабе и причинил непоправимый ущерб деловой репутации, чести и достоинству всей семьи.
Октябрь, 10

Роман Левин, ТОО «Издательства «Время» (г. Алматы)

Жительница Алматы Румилям Ходжаева обратилась в Жетысуский районный суд Алматы с иском о защите чести, достоинства и возмещении морального вреда к редакции газеты «Время» и журналисту Роману Левину. Как следует из искового заявления, журналист в статье «Следствие и суд все перевернут?» поставил под сомнение приговор осужденного за мошенничество гражданина и распространил в отношении нее недостоверную порочащую информацию. Также истец считает: ответчики, в нарушение ст. 145 ГК РК («Право на изображение»), самовольно использовали ее фотографию, «поставив ее рядом с фотографией осужденного (…), и тем самым прямо подталкивают читателя к невольно возникающей мысли: кто из них в самом деле является мошенником».  Р. Ходжаева просит суд обязать редакцию опровергнуть порочащие ее сведения и взыскать с ответчиков 170 млн. тенге (с газеты - 100 млн. тенге, с журналиста – 70 млн. тенге).
Ответчики иск не признали, пояснив суду, что в статье информация изложена со слов адвокатов осужденного гражданина. В ходе заседания вызванные в качестве третьих лиц адвокаты подтвердили, что спорные фрагменты публикации действительно частично изложены с их слов. В остальной части оспариваемые фразы являются мнением автора. 
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, 10 октября суд удовлетворил исковые требования Р. Ходжаевой частично. Редакция в течение месяца после вступления решения в законную силу должна опубликовать опровержение не соответствующих действительности порочащих истца сведений. Кроме этого газета и журналист должны выплатить по 250 тыс. тенге в счет возмещения морального вреда Р. Ходжаевой. 

Октябрь, 15

ТОО «Рифма» (г. Актобе)

Житель Актобе Абдрашит Насыров обратился в городской суд с иском о возмещении морального вреда к собственнику газеты «Диапазон» ТОО «Рифма».  Поводом стала статья «Безработный судился с «Анваром» за то, что не дают ему работу» («Диапазон», 13.02.2014 г.). В связи с тем, что материал вышел без разрешения А. Насырова и не был проиллюстрирован его фотографией, истец испытал моральные страдания, которые оценил в 200 млн. тенге.

15 октября суд, не найдя в приведенных Насыровым доказательствах порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию сведений, в иске А. Насырову отказал. 

Истец обратился с апелляционной жалобой на это решение в Актюбинский областной суд. 
Октябрь, 27

ТК «Евразия ОРТ» (г. Астана)

Перинатальный центр № 1 г. Астаны обратился с иском в Специализированный межрайонный экономический суд г. Астаны, требуя обязать дирекцию информационных программ «Первого канала «Евразия» извиниться, опровергнуть не соответствующие действительности сведения и возместить центру понесенные материальные убытки. Поводом стал сюжет, вышедший 21 августа в вечернем выпуске новостей телеканала о краже трех младенцев в перинатальном центре № 1. По этому сюжету правоохранительные органы провели проверку, которая не подтвердила факт хищения.
27 октября суд прекратил производство по иску на том основании, что ответчиком выступает не юридическое лицо, а структурное подразделение ТК «Евразия ОРТ». 

Октябрь, 30 

Рамзия Юнусова, «Central Asia Monitor» (г. Шымкент)

25 апреля в газете «Central Asia Monitor» была опубликована статья Рамзии Юнусовой «Шымкентские «Снежаны Денисовны» - о расходовании денежных средств, которые собирались с родителей учеников школы-гимназии № 8 Шымкента. Материал подготовлен на основе финансового отчета о расходовании этих средств, предоставленного на условиях анонимности мамой ученика этой школы. 
В июле директор школы-гимназии Шолпан Бейсенбаева обратилась в аль-Фарабийский районный суд  Шымкента с иском о защите чести, достоинства, деловой репутации и возмещении морального вреда в размере 1 млн. тенге к автору материала. 
Первое заседание было назначено на 29 октября.

Как сообщила собкору фонда «Адил соз» по Южно-Казахстанской области Рамзия Юнусова, слушание по иску не состоялось, так как конфликт был улажен до суда.
Октябрь, 30

Александр Тюменев, Айнур Балакешова, «Вечерняя газета» (г. Темиртау)
В начале августа в темиртауской «Вечерней газете» вышел материал Айнур Балакешовой под названием «Прокурор подозревается в предвзятом отношении к Майе Блащенко». Речь в нем шла о судебных слушаниях уголовного дела по обвинению темиртауского адвоката Майи Блащенко в мошенничестве. При написании статьи журналист использовала материалы, опубликованные в справочнике по судебным делам ЕАИАС ВС.
После выхода статьи М. Блащенко прислала в редакцию досудебную претензию с требованием опубликовать опровержение вышеназванного материала. Какие именно журналист допустила неточности, Блащенко не указала. В ответ редакция направила адвокату письмо с просьбой уточнить все спорные моменты публикации. Также редакция предложила Майе Блащенко озвучить свою точку зрения на ситуацию. Адвокат первоначально согласилась дать интервью, но с журналистом так и не встретилась, хотя место и время встречи было оговорено.

Вскоре А. Балакешова узнала о том, что М. Блащенко обратилась в суд с иском к ТОО «Редакция газеты «Вечерняя газета», главному редактору Александру Тюменеву, корреспонденту газеты Айнур Балакешовой о защите чести, достоинства и деловой репутации. Адвокат требует опубликовать опровержение недостоверных, порочащих ее сведений и взыскать с ответчиков солидарно 1 миллион 800 тысяч тенге в счет возмещения морального вреда.
Октябрь, 03

Талгат Айдарханов, ТОО «Масс-Медиа» (г. Петропавловск)

Виктор Мирошниченко, «Квартал Петропавловск» (Северо-Казахстанская область)

Как сообщалось, в августе директор  республиканского государственного казенного предприятия (РГКП) «Петропавловский рыбопитомник» Юрий Поворознюк обратился в суд № 2 Петропавловска с иском о признании не соответствующими действительности, порочащими его честь и достоинство сведений, изложенных в статье Виктора Мирошниченко «Как хочу, так и ворочу!» («Квартал Петропавловск»,  10.04.2014 г.). Публикация написана  по жалобам работников рыбопитомника на условия труда и атмосферу в коллективе, а также по результатам проверок предприятия. Ответчиками по иску выступали собственник газеты «Квартал Петропавловск» ТОО «Масс-Медиа 2006», директор ТОО Талгат Айдарханов, журналист Виктор Мирошниченко и две сотрудницы, обратившиеся с жалобами в газету. Сумма возмещения морального вреда составляла в общей сложности 2 млн. 200 тыс. тенге.
2 октября Ю. Поворознюк подал в суд заявление об оставлении иска без рассмотрения. Суд ходатайство удовлетворил. 

Октябрь, 17

 «Квартал Петропавловск» (г. Петропавловск) 

Галина Воробьева, жительница г. Петропавловск 

Апелляционная коллегия Северо-Казахстанского областного суда оставила без изменения решение суда № 2 г. Петропавловска об отказе жителю Петропавловска предпринимателю Александру Минкину  в удовлетворении его исковых требований к пенсионерке Галине Воробьевой. 

Напомним, поводом для иска о защите чести, достоинства и деловой репутации  стали обращение Г. Воробьевой к Президенту РК о незаконной постройке магазина в жилом доме и подготовленная на основании письма  публикация в газете «Квартал Петропавловск» от 2011 года «Тайна личной жизни». Предприниматель, посчитав, что распространенные сведения затрагивают его права и интересы, просил суд взыскать с пенсионерки 1 млн. тенге в качестве возмещения морального вреда. 

Октябрь, 27

ТОО «ADAMDAR» (г. Алматы)

27 октября апелляционная инстанция Алматинского городского суда частично изменила решение Медеуского районного суда г. Алматы о взыскании с собственника журнала «ADAM bol» - ТОО «ADAMDAR»  2,5 млн. тенге в счет возмещения морального вреда заместителя имама мечети «Имангали» в Атырау Ерсына Амре.

Городской суд согласился с решением райсуда о том, что распространенные в статье «Казахстанский фронт сирийской войны» спорные сведения об истце не соответствуют действительности, порочат честь и достоинство Е. Амре, но снизил сумму возмещения морального вреда до 600 тысяч тенге.

Октябрь, 27

Рекламное агентство ТОО «Euro RSCG Kazakhstan» (Havas Worldwide Kazakhstan) (г. Алматы)

В конце августа в социальных сетях появился постер, изготовленный рекламным агентством Havas Worldwide Kazakhstan, на котором изображены целующиеся Курмангазы и Пушкин. Постер вызвал бурную реакцию в обществе. 

24 сентября генеральный директора агентства Дария Хамитжанова была признана виновной в производстве, распространении, размещении и использовании рекламы товаров (работ и услуг), запрещенных к рекламе законами республики (ст. 349-1 КоАП РК). 16 октября апелляционная инстанция оставила без изменения постановление административного суда. 

За день до этого, 23 сентября, суд № 2 Алмалинского района Алматы принял к производству иск 34-х студентов и преподавателей консерватории им. Курмангазы к рекламному агентству Havas Worldwide Kazakhstan. Как сказано в заявлении, постер оскорбил их чувства и достоинство «как людей, неравнодушных к творчеству композитора Курмангазы. 

(…) Своими действиями ответчик  причинил им моральный вред».  Истцы потребовали обязать рекламное агентство принести публичные извинения «путем публикации выступления на одном из республиканских СМИ». В качестве возмещения морального вреда они просят взыскать с Havas Worldwide Kazakhstan 34 млн. тенге (по 1 млн. каждому истцу), которые нужно перечислить на расчетный счет консерватории и в РГП «Казахский государственный академический оркестр народных инструментов им. Курмангазы».

27 октября суд полностью удовлетворил исковые требования. На имущество рекламного агентства наложен арест.
КОММЕНТАРИЙ:
Судебное решение еще не вступило в законную силу, поэтому ограничимся только напоминанием о том, как законодательство Казахстана регламентирует гражданское споры о взыскании морального вреда.

Нормативное Постановление Верховного суда РК «О взыскании морального вреда» разъясняет, что такое моральный вред: «Под моральным вредом следует понимать нравственные или физические страдания, испытываемые гражданином в результате противоправного нарушения, умаления или лишения принадлежащих ему личных неимущественных прав и благ», - подчеркнем, личных, а не чьих-то, даже очень чтимых персон.

В том же документе уточняется, какие именно нравственные страдания можно компенсировать взысканием морального вреда: «Эти чувства могут быть вызваны, например, противоправным посягательством на жизнь и здоровье как самого потерпевшего, так и его близких родственников (родителей, супруга, ребенка, брата, сестры); незаконным лишением или ограничением свободы либо права свободного передвижения; причинением вреда здоровью, в том числе уродующими открытые части тела человека шрамами и рубцами; раскрытием семейной, личной или врачебной тайны; нарушением тайны переписки, телефонных или телеграфных сообщений; распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина; нарушением права на имя, на изображение; нарушением его авторских и смежных прав и т.д.». Как видим, моральные страдания за великих людей, даже за великих предков, согласно закону, не компенсируются. Это естественно, ведь иначе потребуют компенсации своих переживаний жители улицы Пушкина, создатели памятников Курмангазы, можно будет требовать миллионы за страдания от вырубленных яблоневых садов, за хулу на любимого певца… 

2.2. Досудебные претензии 

Октябрь, 17 

Салтанат Жакенова, «Квартал» (г. Петропавловск)
16 октября в газете «Квартал» была опубликована статья С. Жакеновой «Похоронных дел проблемы», написанная по жалобе на услуги похоронного бюро «Ангел» жительницы Петропавловска Людмилы Пахмурной. 
После выхода публикации редакция получила досудебную претензию от руководителя ритуальной фирмы Вадима Приходченко. Для разрешения конфликта мирным путем он потребовал «восстановить его деловую репутацию и опубликовать опровержение». Нанесенный моральный вред В. Приходченко оценил в 1 млн. тенге. В случае, если «Квартал» не выполнит его требования, руководитель бюро оставил за собой право обратиться в суд.

Редакция выполнить требования отказалась на том основании, что публикация была подготовлена по обращению пенсионерки, которая высказала свое мнение относительно качества услуг его фирмы.
Октябрь, 24

Елена Балова, «Мой город» (г. Усть-Каменогорск)

В № 43 газеты «Мой город» от 23 октября была опубликована заметка «Гудбай, Ленин!». В ней журналист Елена Балова со ссылкой на акима Зыряновского района Ермака Салимова пишет, что в Зыряновске с центральной площади планируют убрать памятник Ленину по инициативе местного филиала коммунистической партии (КНПК). 
На следующий после выхода газеты день в адрес главного редактора еженедельника «Мой город» Евгения Фоминых поступил «запрос» от руководства Восточно-Казахстанского филиала КНПК. В документе сообщается: «В заметке фамилии инициаторов переноса памятников не приводится, что является клеветой. Опубликование подобной информации, не подкрепленной фактами, является дезинформацией общественности, наносит вред чести и достоинству всех коммунистов района и области, дискредитирует политику КНПК РК». Партийцы просят предоставить им доказательства, указывающие на инициативу КНПК по переносу памятника. В противном случае они заявили о намерении обратиться в суд.
Октябрь, 30
Евгения Иванова, «Квартал» (г. Петропавловск)
30 октября в газете «Квартал» была опубликована статья Евгении Ивановой «Куда исчезли инвалиды». В ней приведены данные результатов проверки прокуратурой учреждений, выполняющих различные социальные госпрограммы.

После выхода материала в «Квартал» с требованием опровержения обратилось Коммунальное государственное предприятие (КГП) «Центр занятости г. Петропавловска».  КГП считает, что в статье распространены не соответствующие действительности, порочащие деловую репутацию учреждения сведения о том, что прокуратура установила факты обеспечения центром занятости социальными рабочими местами лиц, не подпадающих под категорию участников программы. В письме директор «Центра занятости г. Петропавловска» заявляет, что трудоустроены были именно малообеспеченные и безработные. Кроме этого КГП утверждает: сведения о том, что материалы проверки этого учреждения направлены в финпол, также не соответствуют действительности. 

Редакция отказалась публиковать опровержение, так как материал был написан на основе официального документа – пресс-релиза прокуратуры г. Петропавловска. 

Октябрь, 14

Ольга Колоколова, «Наша Газета» (г. Костанай)
С требованием опровержения к главному редактору еженедельника «Наша Газета» Ольге Колоколовой обратился житель Костаная Самат Шалапов. Поводом стала информация «Майора полиции уволили после инцидента со стрельбой в ночном клубе West», которая была опубликована 22.11.2013 г. на сайте ng.kz.

В письме С. Шалапов отмечает, что публикация создала общественный резонанс и, основываясь на этом, управление собственной безопасности (УСБ) ДВД Костанайской области провело служебное расследование. По итогам расследования он был уволен из органов внутренних дел.  Житель Костаная также сообщил, 16.01.2014 года было вынесено постановление о прекращении уголовного преследования С. Шалапова, где указано, что его действия не являлись причиной конфликта в ночном клубе.

Редакция намерена ответить на претензию в установленный законодательством срок.
Октябрь, 29
Катерина Попкова, ТК «24 KZ» (г. Шымкент)
29 октября в эфире телеканала «24 KZ» вышел материал Катерины Попковой «Шымкент одолели бродячие собаки».  На следующий день в редакцию позвонил пресс-секретарь акимата Шымкента Нурлыбек Женисбек и потребовал опровержения. По его мнению, журналист распространила недостоверные сведения о том, что на жителя города напала именно бродячая собака и что для работы по отлову бродячих собак нужны деньги.
К. Попкова пояснила, в сюжете не говорится, что на Николая напала бродячая собака, просто – кавказская овчарка. Кроме того, об этом же говорит и сам пострадавший. А о том, что  для работы по отлову бродячих животных нужны деньги, сообщает начальник ветеринарного отдела управления сельского хозяйства Южно-Казахстанской области Б. Омаров. 

В итоге Нурлыбек Женисбек поблагодарил редакцию за понимание и попросил впредь по вопросам, касающимся жизни города, обращаться только к нему. 

Октябрь, 20

Кира Щербакова, «Темиртауский рабочий» (г. Темиртау)

8 октября в газете «Темиратуский рабочий» вышла статья корреспондента Киры Щербаковой «Дачное побоище», где члены дачного кооператива «Металлург» выразили недовольство деятельностью председателя ревизионной комиссии кооператива Людмилы Николаевны Кушнир. После выхода материала в редакцию пришла Людмила Кушнир  и потребовала опровержения. В противном случае она пригрозила журналисту, что «затаскает ее по судам». В конечном итоге была достигнута договоренность, что газета опубликует не опровержение, а точку зрения Кушнир на проблему, поднятую в статье.  
Октябрь, 22

Анна Калинина, ТК «ТТК» (г. Темиртау)

В редакцию телекомпании «ТТК» обратились водители предприятия ТОО «Кала Колик», обслуживающего городской маршрут №3. Они пожаловались на нарушение трудового законодательства со стороны руководства фирмы. Сам директор ТОО Марат Абильдинов на вопросы по этому поводу журналиста телекомпании Анны Калининой категорически отказался отвечать. После этого Анна Калинина подготовила сюжет по поводу жалобы работников «Кала Колик», в котором использовала фотографию руководителя предприятия, взятую из архива телекомпании. После выхода материала в эфир Марат Абильдинов позвонил в телекомпанию и сообщил, что подаст иск в суд на «ТТК» за использование его изображения без разрешения. 
КОММЕНТАРИЙ:
Статья 145 Гражданского кодекса РК запрещает публикацию изображения кого-либо без его согласия. Однако такого согласия не требуется, если лицо позировало за плату. Важно установить, в связи с чем фотография директора ТОО появилась в архиве телекомпании. Сама по себе публикация фотографии без текста может быть запрещена к использованию изображенным лицом. Если фотография физического лица опубликована вкупе с информацией о нарушении им законодательства РК или моральных принципов общества, то у этого лица возникает право судебной защиты собственного изображения, а также право предъявления иска о компенсации морального вреда.
3. Преследование в административном порядке

Октябрь, 07

Андрей Цуканов, интернет портал «16/12» (г. Алматы)

7 октября специализированный административный суд г. Балхаш Карагандинской области признал журналиста интернет портала «16/12» Андрея Цуканова невиновным в совершении правонарушения по ст. 357 КоАП РК («Самоуправство»). 
Процесс был инициирован отделом внутренних дел (ОВД) города Балхаша. Полицейские посчитали, что журналист, записывая интервью с адвокатом Зинаидой Мухортовой, принудительно помещенной в психиатрическую клинику, нарушил статью административного кодекса республики. В вину Цуканову вменялось то, что он якобы незаконно проник в лечебницу. 
В ходе судебного заседания представитель журналиста адвокат Жанара Балгабаева отклонила этот довод, поскольку у клиники нет охраны, здание не огорожено, а на стенах отсутствует вывеска о том, что это закрытое учреждение.

Кроме этого, в протоколе об административном правонарушении, составленном 16 сентября, было указано, что Андрей Цуканов ознакомился с ним 1 сентября.

4. Другое

Октябрь, 17

Александр Литвинов, «Мой город» (г. Усть-Каменогорск) 
Корреспондент газеты «Мой город» Александр Литвинов обратился по телефону к директору Риддерского психоневрологического медико-социального учреждения Олегу Солонникову. Журналист хотел отразить его точку зрения по поводу жалоб подопечных медучреждения на то, что в течение нескольких лет они ни разу не получали положенных им по закону пособий по инвалидности. Информация об этом была озвучена на брифинге в Восточно-Казахстанской областной прокуратуре.  О. Солонников комментировать что-либо отказался, лишь сказав, что в его заведении никогда подобных проблем не было.
16 октября в газете «Мой город», а также на сайте yk-news.kz вышла статья А. Литвинова «Отложенный платеж». На следующий день в адрес редактора издания Евгения Фоминых поступило письмо, подписанное директором психоневрологического медико-социального учреждения. Он считает публикацию «некорректной». Кроме того, господин Солонников утверждает, что Александр Литвинов обращался к нему за комментариями, не представившись журналистом.
4.1. Обвинения в злоупотреблении свободой слова в Интернете

Июнь, 30 

www.kiwi.kz 

1-го и 15 октября суд Пятигорска отменил свое решение от 10.07.2013 г., на основании которого в числе других сайтов на территории России был заблокирован казахстанский видеохостинг Kiwi.kz. В ближайшее время сайт будет исключен из «Федерального списка экстремистских материалов России». Ресурс стал доступен в России.
Напомним, основанием для блокировки стал ролик религиозного характера - лекции Халида Ясина «Чуждые», размещенный на Kiwi.kz весной 2011 года. Это видео 18.06.2012 г. было занесено в Федеральный список России экстремистских материалов.  Это, по мнению российской правозащитной организации «СОВА», является неправомерным, поскольку «Халид Ясин в этой лекции противопоставляет исламскую религиозность искушениям современного мира и западной цивилизации, однако не проповедует насильственный путь разрешения конфликта». 

Мониторинг подготовлен по сообщениям корреспондентов Фонда «Адил соз» 

и информации из открытых источников. 
Руководитель мониторинговой службы фонда «Адил соз» 

Елена Цой 

e-mail: lena@adilsoz.kz 
Руководитель юридической службы фонда «Адил соз» 

Ганна Красильникова 

e-mail: ganna@adilsoz.kz 
По всем вопросам мониторинга вы можете также обратиться 

info@adilsoz.kz   
[image: image1][image: image2]
